Сколько стоит «заправить» электромобиль в Казахстане?
По расчетам Министерства энергетики РК, в среднем 1 электромобиль потребляет в год 3 400 кВтч электроэнергии, а ежегодное потребление в 2035 году в секторе электромобиль будет составлять 136 млн кВтч. Динамика высчитана на основе средних показателей роста единиц автомашин в год.
Как говорится в отчете департамента отраслевого анализа МФЦА, в котором проанализирован мировой и казахстанский рынок электромобилей, в Казахстане стоимость каждого километра пути на электромобиле с запасом хода 500 км, мощностью 350 кВт и аккумуляторной мощностью 85 кВтч (Tesla) составляет 8,5 тенге (в городском цикле).
Для сравнения, стоимость топлива за каждый километр пути Toyota Camry (XV70) 2.5, с объемом бака 60 литров составляет 19,06 тенге (из расчета: 9,3 литров на 100 км в городском цикле при цене на АИ 92 205 тенге).
Учитывая, что средний ежегодный пробег по Республике Казахстан 20 000 километров, годовые затраты на подзарядку электромобиля составят 170 000 тенге с учетом тарифа за 1 кВтч в размере 50 тенге.
Получается, что годовая «заправка» электромобиля в 2,7 раза дешевле годовых затрат на содержание автомобиля с двигателем внутреннего сгорания.
Но, несмотря на очевидную выгоду покупки электромобиля, казахстанцы пока не готово массово пересаживаться на экологически чистый транспорт по следующим причинам:
1) Высокая первичная стоимость электромобиля в сравнении с автомобилем с двигателем внутреннего сгорания. Около 40% стоимости электромобиля составляет аккумуляторная батарея;
2) Недостаточно развитая инфраструктура: недостаточное количество электрозарядных станций в регионах страны и отсутствие специализированных сервисов и поставки запчастей;
3) Неизвестность остаточной стоимости при продаже электромобиля на вторичный рынок.
Одним из основных сдерживающих факторов в развитии «зелёного» транспорта является недостаточное развитие электромобильной инфраструктуры, а именно зарядных станций.
Наибольшее количество электрозарядных станций сконцентрировано в городах Алматы и Астане, по 1-2 зарядных станций функционируют в городах Караганда, Темиртау, Шымкент, Талдыкорган, Атырау, по 3 – в Щучинске и в Костанае.
Владельцы электромобилей в остальных регионах не имеют возможности пользоваться общественными зарядными станциями и «заправляют» свои автомобили в домашних условиях, «от розетки».
Согласно данным из открытых источников*, в Казахстане в сфере производства и установки электрозарядных станций действуют следующие компании:
1) eDrive.kz – согласно информации на официальном сайте, компанией установлено по стране 148 зарядных станций в: Алматы – 76 станций, Астане – 40 станций, Щучинске – 3 станции, Акколе – 2 станции, Караганде – 8 станций, Темиртау – 4 станции, Шымкенте – 11 станций, Семее, Талдыкоргане, Косшы – по 1 станции,
2) Оператор ЭЗС – согласно информации на официальном сайте, компанией установлено 34 зарядных станций в Астане и 24 в Алматы.
3) Официальный импортер бренда Porsche в Казахстане - установлены 12 станций Porsche Destination Charging (согласно сайту www.maps.google.com) в
Алматы – 9 станций, в Костанае, Щучинске и Астане – по 1 станции.
4) Tesla Motors – согласно информации на официальном сайте, в стране установлены 10 станций Tesla Superchargers: в Астане – 6 станций, в Алматы – 4 станций.
5) Blue Sky Energy – сетью электрических такси и зарядных станций установлены 2 станции в Алматы (согласно приложению 2gis.kz).
Напомним, ранее мы писали, какие налоги нужно платить владельцам электромобилей в Казахстане.