Правда или миф: производят ли электромобили меньше выбросов, чем обычные авто
Что, если, несмотря на все «зеленые» надежды, связанные с автомобилями с нулевым уровнем выбросов, правда заключается в том, что они не смогут достичь своей главной цели — сократить выбросы углекислого газа, вызывающие глобальное потепление?
Издание The Guardian в серии публикаций «Разрушители мифов об электромобилях» рассмотрело некоторые из самых настойчивых критических замечаний в адрес электромобилей, начиная от возгораний автомобилей и заканчивая добычей полезных ископаемых, от беспокойства по поводу запаса хода до проблем с затратами.
В этой статье задается вопрос: действительно ли электромобили производят меньше выбросов углекислого газа, чем бензин или дизельное топливо?
Претензия
В США сенатор от штата Флорида Рик Скотт заявил, что существует «достаточно доказательств того, что электромобили не так чисты, как всех заставляют думать, и люди заслуживают того, чтобы знать правду». Он и его коллеги-республиканцы представили «Закон о направлении независимых исследований для оценки выбросов углерода в отношении электромобилей (DIRT Y CAR EV)», в котором попытались призвать к анализу углеродного следа транспортных средств на электродвигателях.
В недавней статье в британской газете Daily Mail сообщалось, что «экологическая польза от электромобилей может никогда не почувствоваться», потому что многие электромобили «никогда не достигнут своего целевого пробега, поскольку владельцы переходят на более новые модели, оставляя ряды подержанных электромобилей невостребованными на парковках».
Наука
Любая оценка выбросов углекислого газа, связанных с продуктом, должна учитывать весь его жизненный цикл, от производства до утилизации (и переработки). Многие утверждения о вреде электромобилей для окружающей среды сосредоточены на производстве и игнорируют фактическое использование автомобилей.
Доля правды в критике заключается в том, что для производства электромобилей действительно требуется значительно больше энергии. Производство аккумуляторов требует большого количества электроэнергии для нагрева печей, выпуска электродных материалов, а также для зарядки и разрядки батареи для подготовки ее к использованию.
Несмотря на то, что электричество может производиться с нулевым уровнем выбросов, большинство стран по-прежнему сжигают ископаемое топливо с высоким содержанием углерода для работы генераторов. Анализ Аргоннской национальной лаборатории в Иллинойсе показывает, что производство электромобилей производит примерно на 60% больше выбросов углерода, чем их собратья, работающие на двигателях внутреннего сгорания.
Это означает, что электромобили начинают свое существование с большими углеродными выбросами, которые иногда называют «углеродным долгом». Тем не менее, Эоин Дивейн, старший аналитик по наземному транспорту в Комитете по изменению климата, советник правительства Великобритании по климатологии, сказал: «Если вы посмотрите на данные, этот «углеродный долг» погашается примерно через два года после вождения автомобиля».
Подавляющее большинство углеродного следа автомобилей, работающих на ископаемом топливе, связано с тем, что выхлопные трубы постоянно выбрасывают углекислый газ в атмосферу. Организация Transport & Environment (T&E) подсчитала, что новый бензиновый автомобиль будет производить около 27 тонн при пробеге 100 000 километров (62 000 миль) и 49 тонн при пробеге 200 000 км.
Электромобили, напротив, потребляют меньше энергии и могут заряжаться от источников с нулевым выбросом углерода. Наколько экологична эксплуатация электромобилей, зависит от того, сколько возобновляемой электроэнергии используется в местных сетях (была ли батарея произведена в Китае с высоким уровнем выбросов углерода или в более зеленой Швеции).
Но даже принаихудшем сценарии электромобиль компенсирует свой углеродный долг примерно через 70 000 км (около шести лет езды).
«Чем больше вы ездите на электромобиле, тем лучше он становится», — считают в T&E.
Вердикт
Данные исследования гласят: при любом сравнении аккумуляторный автомобиль будет экологичнее, чем его бензиновый или дизельный эквивалент. Сжигание ископаемого топлива для производства электромобилей по-прежнему будет вызывать выбросы, но на более низком уровне, чем у автомобилей на неэффективных двигателях, работающих на ископаемом топливе.
Газета заключает, что установка аккумуляторов в автомобили, по-видимому, является единственным практическим способом перевести десятки миллионов легковых автомобилей, продаваемых каждый год, на нулевые выбросы.