Анатолий Савичев: Кольсай может превратиться в болото
Толпы туристов портят природу Кольсайских озер. Созданная на озерах инфраструктура не рассчитана на такую высокую антропогенную нагрузку, и экономическая выгода не компенсирует вред, наносимый природе, считает Анатолий Савичев.
Анатолий Савичев 16 лет занимается организацией путешествий для туристов из Европы в Казахстан. Одно из самых популярных направлений – Кольсайский озера.
«В 2006 году вместе с товарищем создал компанию, которая занималась организацией «небанальных» путешествий по Алматинской области, а потом постепенно и по всему Казахстану. Начинали с пустого места – была «Мицубиси Делика», кое-какое снаряжение: пара палаток и спальники», - вспоминает Анатолий.
По его словам, тогда до Кольсайских озер от Алматы нужно было добираться целый день: не было дорог, инфрастурктуры, небольшой учаток от села Жаланаш до села Саты преодолевали за 2,5-3 часа, была ужасная разбитая дорога. Но народ туда ехал: были туры выходного дня, была зарубежная избирательная аудитория, которая понимала, на что она идет, эти люди готовы были к этим трудностям, что вознаграждалось первозданной природой: было красиво, тихо, уютно, много животных, много рыбы в озере.
«Что есть сегодня: асфальтированная дорога, связь прям на озере, огромные толпы туристов. С точки зрения экономики и развития это хорошо, но, если поставить на весы: на одну сторону – экологию, на другую – коммерческую выгоду, то экология сегодня страдает серьезно.
Огромная антропогенная нагрузка: на сайте национального парка можно посмотреть статистику, какое у них количество посещений за один уик-энд в летний период –все измеряется тысячами. В 2006-2007 годах, я помню, 2-3 тысячи в год, возможно, приезжало, сейчас такое количество туристов там за праздники или за субботу и воскресенье», - отмечает эксперт.
Он заметил, что в Казахстане нет каких-то действующих законодательно закрепленных норм рекреационной нагрузки, которые можно взять за основу, чтобы как-то ограничивать посещения национального парка.
«К чему это все приводит? Даже если переложить все это на простую экономику: основная масса – это туры выходного дня, это большие 50-местные автобусы, которые приезжают с Алматы на Кольсай, размещаются у местных жителей в гостевых домах.
Пожалуйста, вот вам экологическая нагрузка, там же нет центральной канализации, люди генерируют отходы – куда все это девается? Как минимум, сливается в сточные ямы, как максимум – уходит куда-то дальше. Полигона мусорного в поселке Саты нет, огромное количество мусора генерируется, кто его оттуда вывозит и вывозит ли?» - спрашивает Савичев.
По его словам, сегодня там идет активная застройка, антропогенная нагрузка растет и никак не регулируется, не контролируется. А финансовая выгода для экономики страны и для местных жителей весьма сомнительная.
«Если смотреть вдолгую, то экологическая нагрузка очень большая, и сейчас, грубо говоря, ресурс природный бесконтрольно исчерпывается с каждым годом. Количество посещений растет, но их качество – нет.
По факту преобладает наименее осознанная аудитория, а осознанные на Кольсай уже едут в меньшей степени. Это как лакмусовая бумажка, один из ярких примеров Алматинской области – Кольсай и Чарынский каньон», - говорит эксперт.
Анатолий рассказал о том, как контролируется посещение туристами особо охраняемых природных территорий в Европе.
«Буквально в этом году в одной из поездок у меня в группе был турист, путешественник, который более 30 лет проработал рядовым инспектором в одном из национальных парков Европы. Он увидел ситуацию на Кольсае и спросил: почему так много людей и почему они все свободно ходят, кто куда хочет, тут же кони, машины, открытые мусорные баки, повсюду мусор, плавают лодки по озеру.
Стал объяснять, что четкие правила у нас есть, они зафисирвоаны, но контролировать их исполнение крайне сложно. На минутку представим, что мы в какой-то уик-энд закрыли доступ к Кольсаю. Какой будет общественный резонанс! Бизнес, местные жители начнут возмущаться.
В Европе все по-другому. Решение закрыть ту или иную тропу или достопримечательность, или маршрут принимает один человек. Путешественник на своем личном примере рассказал: у него есть перечень четких критериев, по которым оценивается рекреационная нагрузка на тропу. Оценивается примитивно, глазом. Условно: берет планшет, идет по тропе и считает, сколько встретил зайцев, кустов с малиной, кукушек, как сильно вытоптана палаточная поляна, какое количество мусора в мусоросборниках. Проставляет числа, заполняет пункты, возравщается в офис, анализирует эту информацию и в головной офис отправляет запрос, что данный маршрут или тропу нужно закрыть на тот или иной срок.
Но здесь есть нюанс – закрывая один маршрут, на котором превышены рекреационные нормы, открывают другой – то есть людям предоставляют альтернативу. Территория нацпарка освоена, обустроена, соответственно, это не вызывает никакого диссонанса ни у представителей бизнеса, ни у любителей погулять, ни у местного населения, которое задействовано в обслуживании тех же туристов», - отметил Савичев.
При этом, у нас, на примере того же Кольсая, по факту, популярных и действующих маршрутов два: от нижнего к среднему Кольсаю, а особо подготовленные любители ходят до верхнего озера и Кайынды, уточнил эксперт.
«Есть еще несколько маршрутов, которые национальный парк недавно только утвердил, но это уже, скажем так, для более продвинутой аудитории, там верхом, пешком нужно идти на несколько дней с палатками, с ночевками. По факту, большая часть территории Национального парка находится в зоне либо экологической стабилизации, либо в зоне заповедного режима.
Таким образом, закрыть просто тот же Кольсай физически будет очень сложно, это будет очень большой резонанс и недовольство. Что для этого нужно сделать? Для этого нужно обустроить территорию Национального парка, но в каком плане?
У нас, на мой взгляд, очень серьезно путают обустройство и застройку. Не надо строить отели, не надо строить огромные парковки, достаточно, например, между нижним Кольсаем и озером Кайынды сделать хайкинговую дневную тропу. Проложите тропу, прочистите ее, поставьте указатели, в каких-то сложных участках можно оборудовать спуски-подъемы, поставьте лавочки, пару беседок, где можно укрыться от непогоды. Все, этого достаточно.
Можно развивать в сторону, например, соседних ущелий от Кольсая и Кайынды. Или в районе, например, того же села Жаланаш огромное количество перспективных маршрутов. Всю эту огромную толпу просто нужно распределить. Сегодня все едут в одну точку.
Соответственно, и происходят все эти вещи. Это приведет к тому, что нижнее озеро просто превратится в болото, потому что оно уже начинает цвести. Если посмотреть на камни, они уже начинают покрываться зелеными болотистыми водорослями. В итоге приведет к очень печальным последствиям», - сокрушается Анатолий.
Он отмечает, что нужно осваивать территории национального парка, расширять сеть троп и маршрутов и благоустраивать их. И при этом не нужно на удаленных территориях строить какие-то отели.
«У людей слишком мало осталось мест, где можно действительно прикоснуться к какой-то первозданной природе, где действительно стабильная экологическая ситуация. Вот на примере того же Кыргыстана – где мы там видели какие-нибудь отели, за исключением как в городах?
Все очень аутентично, близ каких-то интересных достопримечательностей стоят юрточные городки с очень хорошим сервисом. Они, как номады, действительно не оставляют следа: они собрались, ушли и после себя ничего не оставили.
И такие направления в мире становятся все более популярны, потому что люди устают жить в городах. Слишком большая плотность населения, слишком большая психологическая и эмоциональная нагрузка, люди пытаются куда-то вырваться.
Мальдивы становятся уже немодными, Турция тоже скоро станет немодной. Это останется как массовый туризм, когда человек едет и просто там лежит и загорает. Но туризм для разума и души, это уже другие направления – Казахстан, та же Африка, где можно действительно на дикую природу посмотреть», - говорит эксперт.