12 декабря 2023 г. 15:29

Экотуризм в Казахстане: для чего нужны визит-центры и есть ли от них толк

Визит-центр в Чарыне.
Визит-центр в Чарыне. Фото: instagram.com/visit.charyn

Улучшило или ухудшило экологическую обстановку появление визит-центра в Чарынском каньоне, рассуждает Анатолий Савичев.

Присоединяйтесь: обсуждайте, предлагайте, делитесь мнениями.
telegram Подписаться

По его мнению, визит-центры – это тема нужная, в том числе для развития экологического туризма, ведь их основной замысел заключается в том, чтобы принимать, обслуживать и распределять туристический поток по интересам, по потребностям. А самое главное – заниматься экопросвещением как местного сообщества, так и посетителей.

«Безусловно, такая инфраструктура нужна, и примеров в мире очень много. Далеко ходить не надо: Америка, Канада – там в этом плане очень хорошо все развито, очень хорошо все продумано. И этот пример, на самом деле, можно брать для подражания, но не для копирования. К сожалению, на мой субъективный взгляд, то, что сегодня происходит с визит-центрами, это попытка скопировать, но не адаптировать под наши реалии, под наш менталитет и законодательную базу. Просто взяли и «натянули» чужую парадигму.

Сама по себе коробка визит-центра – она ничего не решает. Красивое здание, это только первое впечатление, но очень важен функционал. На примере того же визит-центра в Чарыне. Безусловно, сделали, конечно, очень классно, хорошая асфальтированная парковка, хороший туалет. Есть, где покушать, – дороговато, конечно, но уже что-то. Есть, где остановиться, переночевать. Есть, где получить какую-то базовую информацию о достопримечательностях, о национальном парке в целом, можно получить какие-то услуги.

Но на сегодняшний день, опять же, все довольно примитивно. То есть появился классный объект, но, на мой взгляд, очень важным фактором является глубокое содержание. К примеру, открыли там ресторан. С точки зрения уникальности ничего особенного – да, высокая кухня, мы должны это дело нести в массы, казахское должно быть модным. Особенно с точки зрения туризма, особенно для зарубежных туристов.

Но с точки зрения эксплуатационной нагрузки этот визит-центр просто не вывозит тот обрушившийся поток клиентов, который есть сегодня...

С точки зрения экологии что сделали? Создали инфраструктуру, попытались каким-то образом турпоток встретить, обслужить, распределить, но ничего не вышло, потому что поставили коробку, в коробке сделали какие-то примитивные вещи в виде покушать, сходить в туалет, получить какую-то информацию, купить магнитик, припарковать машину, и на этом все. То есть, с точки зрения экологии в эту коробку ума не дали», - считает Анатолий.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Визит-центр Charyn (@visit.charyn)

По его словам, одной из важнейших задач визит-центра должно стать выстраивание коммуникации с компаниями и организаторами экскурсионных поездок, национальным парком, местным сообществом и т.д.

«На Чарын едут 99% на один день – приехали, уехали. Кто туда едет? Либо люди, у которых есть машины и которые не боятся выезжать за пределы города самостоятельно, они знают дорогу, они приехали, зашли в визит-центр, сходили в туалет, возможно, покушали, возможно, купили магнитик, сходили по тропе в Долину Замков и вернулись...

Либо это микроавтобус или 50-местный автобус, где есть гид. Они (туристы – прим.ред.) приехали, они заплатили экологический сбор, они поставили автобус на парковку, они зашли в визит-центр, сходили все 50 в туалет, магнитик купили из них двое, может быть, один. Возможно, один или двое зашли в ресторан, купили там водички или, может быть, пообедали.

В день может быть таких автобусов, скажем, 10. Может быть, 20 в хороший уик-энд. Плюс – транзитные туристы, которые едут, например, с Алтын-Эмеля через Чарын на Кольсайские озера. Все эти люди стали в этой точке просто собираться и оказывать очень большую инфраструктурную, антропогенную нагрузку», - объясняет Савичев.

Также он рассказал, как возможно уменьшить антропогенную нагрузку на Чарынский каньон и прочие казахстанские природные достопримечательности.

«Исходя из того, что я видел, например, в Европе, все организаторы поездок, однодневных, многодневных, они все известны. По большому счету, организованный туризм должен быть, скажем так, «плановым».

То есть визит-центр должен выстроить взаимоотношения с организаторами этих путешествий. Допустим, 10 компаний мы берем – все 10 компаний в какой-то воскресный день привозят 10 автобусов на Чарын. У каждой из этих 10 должен быть четкий тайминг, четкая программа и свой маршрут. То есть они не должны идти всей гурьбой по одной тропе, нужны какие-то варианты, продумать, как распределять.

Второе, на мой взгляд, визит-центр должен взымать какую-то плату. Какую-то выгоду он должен получать не от аренды помещения под общепит, а от каких-то реальных вещей», - говорит эксперт.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Визит-центр Charyn (@visit.charyn)

Он предложил высчитать примерную экономическую выгоду визит-центра.

«Вот построили визит центр, вложили туда инвестиции. Сдана площадь в аренду под общепит, можно прикинуть, сколько она дает. Парковка бесплатная. Туалет бесплатный. Много ли там людей покупает какой-то мерч, магнитики, бутылочки, много ли там людей пользуются услугами локальных гидов?

Если переложить это все на обычные цифры, мне кажется, что с точки зрения финансов вся эта история весьма сомнительна. Инфраструктура, которую там сделали: туда протянули электричество, там привозят воду постоянно – в день несколько раз курсирует водовоз из Чунджи до визит-центра, привозят воду для того, чтобы работали туалеты, чтобы люди могли справить нужду, помыть руки. Работают очистные сооружения, которые нужно обслуживать.

Получается, что на сегодняшний день этот визит-центр – это какая-то альтруистическая история, потому что это же все со временем начинает изнашиваться, очистные сооружения требуют обслуживания. Там я последний раз когда был, ручки в туалетах выломанные уже и так далее. Кто будет за это платить? Инвестор туда снова будет сейчас вкладывать деньги.

С точки зрения инвестиций, это, конечно, очень крутой пример, когда частный инвестор заходит и создает такую инфраструктуру в национальном парке. Но с точки зрения функционирования, эта же инфраструктура призвана для того, чтобы там не страдала экология, а кто за это будет платить? На мой взгляд, платить за это должен турист. Так во всем мире.

Самый простой пример, я лично сам с этим сталкивался. Есть сплав по реке, которая протекает по Гранд-Каньону. Купить разрешение, или так называемый билет, дающий право совершить этот маршрут, нужно как минимум за год, а то и больше, на официальном сайте национального парка.

Что в итоге это дает? Планирование. Национальный парк очень легко регулирует нагрузку. Они выделили на год 30 билетов. 30 билетов проданы и стоят они недешево. Последний раз, когда я смотрел, трехдневный маршрут – только билет – стоил 780 долларов. То есть, это дает тебе право пройти какое-то расстояние по воде, плюс надо туда долететь и так далее», - поделился Савичев.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Визит-центр Charyn (@visit.charyn)

Он возмущен низкой ценой за экологический сбор в Казахстане.

«Вот я ездил с детьми на выходных (в Чарын – прим.ред.), просто я и трое детей. Я отдал 900 тенге. Это смешно. Конечно, если перекладывать экономическую ситуацию на большую аудиторию, 900 тенге для кого-то это дороговато. Но тот, кто может позволить себе выделить целый день на то, чтобы за 200 с лишним километров на своей машине поехать погулять с детьми, заправиться и так далее, для него 900 тенге – это не такая же существенная цифра.

Соответственно, на мой взгляд, эти вещи нужно пересматривать. Если смотреть вдолгую, то эта лояльность, так назовем её, приведет к тому, что вся инфраструктура, которую сегодня построил инвестор, может превратиться в проблему.

Очистные сооружения сломаются, инвестор скажет: у меня нет больше денег их восстанавливать или заменить. Это недешевое удовольствие. Национальный парк не может, потому что это не его собственность, то есть там очень сложные взаимоотношения на законодательном уровне. Что в итоге произойдет? Очистные сооружения могут, ну, скажем так, прорваться в атмосферу», - предостерег Савичев.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Визит-центр Charyn (@visit.charyn)

Автор статьи
Елена Филиппова
Похожие новости