Депутат: Потребление воды в Казахстане на первобытном уровне
Депутат Мажилиса Сергей Пономарев заявил, что казахстанцы абсолютно нерационально и халатно относятся к питьевой воде. Решать проблему нужно на всех уровнях, считает он, - необходимы и новые законы, и воздействие на общественное мнение.
Пономарев выступил с обращением на прошедшем сегодня, 6 декабря, пленарном заседании Мажилиса.
«Хочу поднять вопрос о самом важном – о воде. В ближайшие 15 лет Казахстан по прознозам ООН испытает жесточайший водный голод. К 2050 году дефицит воды возрастет в три раза.
Но эта беда случится, если не будет повышена эффективность использования и управления водными ресурсами. Она у нас сейчас на первобытном уровне», - заявил мажилисмен.
По его мнению, в нашей стране отсутствуют эффективные экономические механизмы, которые стимулировали бы бизнес к активному внедрению прогрессивных водосберегающих технологий.
«В стране нет инструментов, которые бы мотивировали, а где-то и заставляли бережно относиться к водным ресурсам. Несмотря на конкретное поручение Касым-Жомарта Токаева правительству по подготовке Водного кодекса, предварительный проект носит декларативный, рамочный характер, не содержит инструментов эффективного использования», - сокрушается депутат.
Он выразил обеспокоенность тем, что в весенний период паводковые воды бездарно уходят в почву, потому что потеряны все накопители.
«Реку Рейн в благополучной Европе выпивают пять раз. Там работают высокотехнологичные очистные сооружения, а у нас реки текут в никуда. Используем только три процента повторно. В Алматинскую ТЭЦ-2 туда заходят две огромные метровые трубы с чистейшей горной водой. Они обогревают горожан и потом сливаются в канализацию. В промышленности всего 30% предприятий используют технологии оборотного водоснабжения», - заметил Пономарев.
По его словам, людям просто в голову не приходит, что вода не вечна.
«Из большого Алматинского канала, построенного 40 лет назад, вода льется, как из бездонного ведра, и бежит себе, куда попало, мимо разрушенных лотков, превращаясь в болото. Еще хуже ситуация на канале Каныша Амантаевича Сатпаева.
При этом по официальным данным из-за дырявых каналов мы теряем ежегодно почти половину влаги. 14% только орашаемых земель поливаем с использованием водосберегающих технологий. Между тем острейшие дефицит воды давно наблюдается в Кызылординской, Жамбылской и Атырауской областях. Только в Мангистау ежедневно не хватает 50 тысяч кубических метров.
Казахстан зависит от вод сопредельных государств более чем на 90%. В 2030 году приток этих рек сократится на 11%. Вы знаете, это равно потери целого озера Балхаш. И мы можем просить воды у соседей сколько угодно, но квоты будут только снижаться. У них у самих растет и население, и объем потребления», - заявил парламентарий.
Он призвал всех поменять отношение к воде.
«Мы чистим зубы, при этом тратим за 1 минуту 10 литров воды. Сегодня, чтобы побриться, многие из нас, не закрывая кран, вылили ее 50 литров. А это 100 вот таких вот бутылочек. Европейцы просто падают в обморок, когда видят, как мы моем автомобили чистейшей питьевой водой. Все в шоке, кроме нас», - говорит Пономарев.
Он напомнил, что президент поставил задачу ввести повышенный тариф за сверхнормативное потребление воды, чтобы наконец-то сформировать культуру ответственного водопотребления.
«Использовал воды сверх положенной нормы – плати за каждый литр больше. Вместе с тем, призываем неравнодушных представителей гражданского общества, волонтеров подключиться к массовой разъяснительной работе по экономии питьевой воды и формированию ответственного водопотребления у граждан страны.
Если не перестанем жить одним днем и сейчас не займемся сбережением главного ресурса, то оставим своим внукам и детям безжизненную пустыню», - предостерег депутат.
От имени партии Аманат Сергей Пономарев предложил ответственным членам правительства доложить о принимаемых мерах по водосбережению, а также в кратчайшие сроки подготовить проект Водного кодекса с конкретными механизмами, стимулирующими аграриев и промышленников к внедрению прогрессивных водосберегающих технологий использования паводковых вод.