16 января 2024 г. 20:00

Бесплатная парковка и растаможка: что ждет владельцев электрокаров в Казахстане

электромобили, зарядка, солнце, небо, зелень, деревья
Иллюстративное фото: pixabay.com

17 января казахстанские мажилисмены будут рассматривать законопроект по вопросам популяризации и развития инфраструктуры для электромобилей. Что ждет владельцев электрокаров в Казахстане рассказал руководитель рабочей группы, член Комитета по вопросам экологии и природопользованию Арман Калыков, передает Kazinform.

Присоединяйтесь: обсуждайте, предлагайте, делитесь мнениями.
telegram Подписаться

Калыков отметил, что данный законопроект был инициирован еще в декабре 2022 года депутатами VII созыва. Цель законопроекта – популяризация экологически чистого транспорта и развитие инфраструктуры электромобилей.

«Вы знаете, что Казахстан ратифицировал Парижское соглашение: уменьшение вредных выбросов, смещение к углеродной нейтральности к 2060 году. Этот законопроект является частью той реализуемой стратегии.

Цели законопроекта перекликаются с экологической потребностью. Вы знаете, сколько вредных выбросов от авто с классическими двигателями испытывают жители Алматы, Астаны. Это не может не отразиться на загрязнении окружающей среды», – говорит депутат.

По его словам, в рамках законопроекта вносятся изменения в пять законов: об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, об автомобильных дорогах, автомобильном транспорте, об особо охраняемых природных территориях и дорожном движении.

«Основные нормы законопроекта направлены на введение нового понятия электрозарядной станции, обеспечение отдельных мест для размещения электрозарядных станций при проектировании автодорог, закрепление компетенций уполномоченного органа по делам архитектуры, градостроительства и строительства по разработке правил, проектирования и установки, технической эксплуатации электрозарядных станций в жилых домах и зонах, предоставление полномочий для принятия решения о размещении электрозарядных станций акиматами областей, городов республиканского значения, городов областного значения и городов с численностью свыше 100 тысяч и до 100 тысяч в сфере архитектуры, градостроительной и строительной деятельности.

Допустим, бизнесмен хочет установить электрозарядную станцию. Он должен согласовать это с местными исполнительными органами и маслихатами. То есть, в законе мы не можем прописать, где именно будет устанавливаться электрозарядная станция. В рамках законопроекта наделяем акиматы и маслихаты полномочиями, чтобы они сами определяли количество и место размещения», – пояснил Калыков.

Мажилисмен отметил, что одна из норм – установление в проекте детальной планировки резервирования территории для размещения электрозарядных станций, включая их размещение в жилой и общественных зонах. В проектах плана детальной планировки будут отражаться электрозарядные станции, уточнил он.

«Также будет введено понятие «электромобиль» для идентификации данного вида транспорта на законодательном уровне. С 2024 года на все виды транспорта будет прикреплен идентификационный знак. Если он эксплуатирует газ, то отдельный значок, для электромобилей также предусматривается отдельный значок.

Например, на улице расположена электрозарядная станция. Там может парковаться только владелец электромобиля. Это мы будем видеть по значку. Если паркуется автомобиль с традиционным двигателем, то владелец выплачивает штраф. Это тоже одна из мер популяризации электромобилей.

Гибридные автомобили не подпадают под требование этого закона, так как имеют двигатель внутреннего сгорания. Электромобиль подразумевает понятие «нулевой выброс». Гибрид все равно производит выбросы. Поэтому мы четко закрепили, что такое электромобиль», – объясняет Калыков.

Также он рассказал, что в законопроекте будут определены функции местных исполнительных органов по организации и оборудованию стоянок такси с электрозарядными станциями в аэропортах, на вокзале, стационарных торговых объектах, торговых рынках, кинотеатрах, площадках, улицах, кварталах.

«Размещение в проекте планировки стоянок с электрозарядными станциями в местах, имеющих доступ к центральным сетям электроснабжения, находящихся на особо охраняемой территории. Это заповедники, нацпарки, где запрещен проезд авто с традиционным двигателем. Электромобилям разрешат проезжать на этой территории, так как это экологически чистый транспорт, не имеющий выхлопов. Это не противоречит нашим экологическим требованиям», – заметил парламентарий.

По его словам, разработчики законопроета предусмотрели социальные льготы для определенных категорий лиц: освобождение ветеранов, лиц с инвалидностью, многодетных матерей, пострадавших в последствии ядерных испытаний и водителей специального автотранспорта от уплаты за парковочные места. Наряду с этим, электрозарядные станции будут относиться к объектам придорожного сервиса с установлением для них отдельных мест.

Калыков отметил, что вопрос организации зарядных станций в жилых домах будет регулироваться подзаконными актами.

«В нашем законе нет такого понятия, где должен парковаться электромобиль. Это будет предусматриваться подзаконными актами Министерства по чрезвычайным ситуациям. Они сами будут регулировать. У них есть требование: не более 10 мест на 1200 кв. метров.

В подземных паркингах в жилых зонах будут размещаться медленные зарядные станции, а быстрые зарядные станции будут размещаться в общественных местах, в парках, кинотеатрах, торговых центрах. Опять же все будет упираться в технические условия. Если на каком-то месте хватит мощности электрооборудования, то можно ставить эти зарядные станции в рамках установленной мощности», – рассказал депутат.

Он отметил, что авторы законопроекта учитывали опыт европейских стран, России, где предусмотрены большие субсидии от государства как владельцам электромобилей, так и производителям электрозарядных станций.

«Им оказывается большая государственная поддержка. Философия такова, что само государство заинтересовано в этом, чтобы развивать экологический вид транспорта. Приведу простой пример: в 2030 году концерн VAG прекращает производство автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. Они переходят на электромобили.

Конечно же, нужно обращать внимание, как динамично развивается наш южный сосед Китай. 50% всех выпущенных электромобилей за 2023 год произведены в Китае. Это веление времени. Вопросы, конечно, есть по климату. К примеру, в Норвегии 50% всех автомобилей — электромобили. Хотя страна расположена в северной широте, где преобладает минусовая температура. Тем не менее, есть такие позитивные кейсы.

Самое главное — снижение экологической нагрузки на наши города, здоровье наших граждан», – считает Калыков.

Он заявил, что законопроект не облагает бизнес какими-либо требованиями по установке зарядных станций для электромобилей.

«Главные привилегии – отмена утилизационного сбора для владельцев электромашин, отсутствие транспортного налога, бесплатная растаможка. Водители авто позже сами поймут преимущества этого транспорта: не нужно покупать бензин. Достаточно поменять масло в редукторах. В традиционном автомобиле движущихся и трущихся частей намного больше, чем в электромобилях. С электромобилями в этом плане намного проще.

Допустим, довольно распространена марка китайского электромобиля Zeekr. Производители гарантируют, что на полную зарядку автомобиль будет проезжать 600 км. Из расчета 100 кВт, чтобы произвести полный заряд мощности, необходимо 4500 тенге. Теперь посчитаем на традиционном авто. Чтобы проехать 600 км, необходимо 60 литров бензина как минимум. Если литр бензина стоит 250 тенге, получится 15 тысяч тенге. Как минимум в три раза дешевле передвигаться на электромобиле.

Люди со временем поймут, насколько это дешевле будет обходиться. Концептуально мы создали все условия для того, чтобы бизнес мог развиваться, а граждане завозить электромобили. Может быть, эксплуатация электромобилей будет иметь сезонный характер: летом на электромобилях, а зимой на традиционных двигателях. Климатические особенности, безусловно, нужно учитывать», – отметил мажилисмен.

Калыков поделился мнением, что пока для нашей страны электромобиль — экзотический вид транспорта. Он считает, что накладывает опечаток вопрос климатического характера.

«То есть, если летом эксплуатация электромобилей не вызывает никаких затруднений, то зимой, к сожалению, мы имеем примеры, когда теряется емкость, пробег электромобилей. Опять же, со временем все отточится, выровняется. Однако концептуально этот закон рассмотрели, вследствие каких-то изменений можем дополнять законопроект.

Если люди сами поймут, что это намного выгоднее, конечно же, они выберут электромобиль. Но тогда мы должны подготовить инфраструктуру, чтобы люди не испытали трудности. К примеру, приехал на работу, есть электрозарядные станции, поставил на зарядку, если не успел зарядить. Либо приехал домой, поставил на зарядку вечером, а утром машина уже заряжена полностью.

Опять же, все будет регулироваться рынком и упираться в технические условия, насколько существующая энергосистема страны позволит установить то или иное количество электрозарядных станций», – заключил депутат.

Напомним, ранее мы рассказали, какие налоги должны платить владельцы электромобилей в Казахстане. А также выяснилось, что электромобили ломаются на 80% чаще обычных авто.

Автор статьи
Елена Филиппова
Похожие новости